Все народы придают большое значение телесной красоте и физической полноценности человека. В индуизме телесный порок-наказание, им наделены люди, совершившие тяжкие грехи в своих прежних перерождениях. В китайских преданиях общественные несчастья пошли оттого, что государство было доверено наследнику с поврежденной ногой. В Древнем Риме жрицами огня – весталками – могли быть только девушки без телесных недостатков.
Но телесный порок мог быть и знаком особых заслуг, избранности. Хромота или слепота могли обозначать мудрость и магическую силу. Хромыми или слепыми часто были колдуны и сказители. Хромым был библейский патриарх Иаков и древнерусский богатырь Илья Муромец, одноглазым был верховный бог скандинавов, вещий Один, слеп был легендарный сказитель Греции Гомер.
Взгляды разных народов на человеческую красоту существенно отличаются. Так, у некоторых полинезийских народов вожди должны были быть очень полными, и их специально для этого откармливали. Кроме того, они должны были отличаться от соплеменников светлой кожей.
Заботливые матери из племени туарегов, проживающего в Сахаре, насильно откармливают своих дочерей – полнота в этой стране ассоциируется с плодородием. Если у девушки при наклоне вперед на животе будет меньше 12 жировых складок, ее никто не возьмет замуж. А в Папуа-Новой Гвинее девочкам начинают скручивать и оттягивать груди, как только они появляются: невеста с торчащей грудью не будет пользоваться успехом у женихов.
Эталоны красоты складывались столетиями и зарождались в далеком каменном веке, когда первая модница случайно вытянула себе мочку уха или, подражая животному-тотему, выбила себе нижние зубы (чтобы стать похожей на быка), а затем стала образцом для многих поколений. Странная, с точки зрения европейца, внешность – предмет гордости женщин в отдаленных уголках земного шара. Обитательницам острова Борнео в Малайзии с юных лет начинают оттягивать мочки ушей, подвешивая к ним специальные бронзовые гирьки. Постепенно вес гирек увеличивают до трех килограммов, и в пору расцвета женской привлекательности мочки ушей достигают желанной длины – до плеч. Изящная татуировка на руках (от кончиков пальцев до локтей), выполненная в виде кружев, служит важным дополнением к созданному образу.
Безусловные лидеры по части растягивания определенных частей тела – жительницы Мьянауна (Бирма), прозванные женщинами – жирафами. Медные кольца, число которых растет год от года, вытягивают шеи их обладательниц до 50 сантиметров! Возможно, раньше металл защищал шею женщины от тигра, который мог броситься на нее, когда она работала в поле; либо таким образом когда-то наказывали жен, изменивших своим мужьям. А нынче медное колье символизирует богатство и служит украшением.
В Африке, как и в Азии, представительницы прекрасного пола тоже вытягивают мочки ушей, но на этом не останавливаются. В Кении женщины-масаи прокалывают по всему уху множество дырочек, в которые вставляют палочки, проволочки причудливых форм и яркие бусы. Создается впечатление, что в их ушах растут диковинные кусты. Возможно, эта искусственная растительность призвана отчасти компенсировать полное отсутствие волос на голове – кенийки наголо обривают свои головы. Жительницы Папуа-Новой Гвинеи тоже не придают особого значения волосам. Голова папуаски увенчана огромным сооружением из перьев, с яркостью которых может соперничать только раскраска ее лица.
Эскимоски с острова Нунивак (Аляска) несколько раз прокалывают себе нижнюю губу, не используя никаких обезболивающих средств. Потом они вставляют в отверстия бусы из слоновой кости и держат их до тех пор, пока не образуется бахрома, напоминающая бороду.
Ритуал раскрашивания лица существует и у женщин Уганды, использующих в качестве красителей кору и плоды деревьев, а также цветную глину. При этом рисунок у зрелой женщины обязательно отличается от того, который украшает юную особу. Раскраска тела представительниц племени яномами из джунглей Амазонии – это своего рода автобиография. Рисунок рассказывает о судьбе девушки, ее настроении и даже устремлениях (матримониальных, например). Эти узоры заменяют их обладательницам одежду, наносятся растительными красителями и после нескольких купаний смываются. К числу более “долгосрочных” украшений можно отнести фигурные наросты на телах женщин из племени карамоджонгов (граница Судана и Уганды). Кожа тела и лица в определенных местах надрезается железными крючьями и затем посыпается пеплом в течение месяца, чтобы рана не заживала. В результате на теле добровольной мученицы появляются наросты, добавляющие ей привлекательности в глазах местных мужчин.
Обычай татуирования широко распространен среди марокканок: они покрывают густой сетью узоров кисти рук и ступни ног. Женщины народа байта в Индии считают татуировку сильным возбуждающим средством и важным компонентом любовной игры.
Индианкам принадлежит и традиция прокалывания носа. У индианок – кольцо в носу, у женщин-яномами – веточки в щеках и губах, представительницы прекрасного пола южноафриканского племени ндебеле буквально отягощают себя объемными украшениями из бисера… Но, пожалуй, наибольшей оригинальностью отличаются эфиопские девушки из племен сурма и музи, украшающие свои губы глиняными дисками. Нижняя губа прокалывается, в образовавшееся отверстие вживляется диск, размер которого с годами становится все больше. Величина диска указывает на то, сколько скота семья девушки рассчитывает получить за нее в качестве выкупа.
Белые зубы вряд ли смогут оценить по достоинству многие жительницы Центральной Азии и Меланезии. Они специально жуют плоды бетельной пальмы, ядовитых орехов, чтобы сделать полость рта красной и клейкой. Этот обычай преследует своеобразную цель: мужчины считают “беззубых” женщин более похожими на детей и, следовательно, более податливыми.
Обитательницы некоторых районов Анголы выбивают себе передние зубы, а женщины племени балуба в Конго почти полностью стачивают их. Жительницы Соломоновых островов считают, что по-настоящему украсить женщину может не наличие зубов, а их отсутствие. Поэтому выбивание верхних резцов невесте составляет обязательную часть свадебного ритуала. В роли дантиста обычно выступает дядя пациентки по материнской линии. Вместо клещей и щипцов используются заостренная палка и камень.
Полинезийцы считали писком моды обтачку зубов до треугольной формы, как у акулы. Многие даяки, наоборот, спиливают верхние и нижние клыки почти до половины, чтобы как можно меньше походить на хищных зверей.
Замужние японские женщины имели привычку чернить зубы и выщипывать брови, а мужчины – выбривать волосы на лбу и затылке, а оставшийся локон укладывать на макушке вокруг головы.
Обычай чернить зубы существовал у отчаянных модниц и на Руси. “Они, – писал английский медик С. Коллинз, – чернят свои зубы с тем же намерением, с каким наши женщины носят черные мушки на лице; зубы их портятся от меркуальных белил, и поэтому они превращают необходимость в украшение”.
Женщины племени аину в Японии при помощи татуировки на губах и вокруг них увеличивают рот, делая его при этом голубого цвета. Считается, что это отпугивает злых духов.
Иной раз сексуальная привлекательность таится в недоступности для глаз. Мусульманки тщательно прикрывают голову и тело от посторонних взглядов, не случайно в одном из районов Ирана самой сексуальной частью тела считается колено.
В племени тино, живущем к северу от Амазонки в Бразилии, наиболее привлекательными признаются женщины с узкими, очень вытянутыми лицами. Поэтому матери сдавливают лица своих дочерей деревянными планками, чтобы их девочки не стали с возрастом круглолицыми и толстощекими.
Самым главным украшением женщин из племени фулани в Африке считается высокий лоб. Поэтому фуланские красавицы удаляют брови и ресницы – это создает иллюзию высокого лба.
Пожалуй, наиболее скромными, с точки зрения пристрастия к украшениям, можно назвать пигмеев. Эти самые маленькие (в среднем 1,3 м) женщины нашей планеты, проживающие в лесах Центральной Африки, лишь по большим праздникам надевают на голову венки из листьев.