Анна Марголина
Во все времена были люди, которым не нравилась их собственная внешность. Особенно часто недовольство своим внешним видом терзало женщин, которым их социальная роль предписывала быть красивыми и соблазнительными. Однако лишь в последние годы появились методы, позволяющие сравнительно легко и без большого риска подогнать свою внешность под существующие стандарты красоты или, по крайней мере, исправить наиболее вопиющие недостатки. А так как пластическая хирургия, в отличие от медицинской хирургии, является коммерческим продуктом, который нужно успешно продавать, страницы женских журналов сейчас пестрят рекламными картинками, которые пропагандируют новые стандарты красоты – гладкую кожу без пятен и морщин в любом возрасте, густые волосы, округлую, но компактную грудь, плоский живот, стройные бедра и т. д.
И если ранее красивая внешность женщины должна была соблазнять мужчин, то теперь ухоженное лицо, отсутствие признаков старения и косметических дефектов, стройная фигура стали показателями хорошего материального и социального положения. И чем больше людей сравнивают себя с образцовыми моделями, которые они видят в рекламных роликах, телевизионных сериалах, на страницах журналов и в офисах процветающих фирм, тем больше появляется тех, кто чувствует себя глубоко несчастным из-за своего внешнего вида.
И каждый год все больше людей пополняют ряды пациентов пластических хирургов, доверяя скальпелю свое будущее благополучие и душевное равновесие. Находят ли они то, к чему стремились? И действительно ли пластическая хирургия может помочь женщинам достичь новых высот в социальной и личной жизни, освободить их от несправедливости природы, столь неравномерно распределившей дар красоты? На эти вопросы сейчас пытаются ответить многие исследователи.
Большинство исследований показывает, что, как правило, пациенты довольны результатом. Однако есть факторы, которые снижают шанс на положительную оценку пациентом результата. Это юный возраст пациента, мужской пол, наличие таких психических проблем, как депрессия или тревожный синдром, и некоторые особенности характера (некоторые люди вообще склонны давать негативную оценку всему происходящему).
Показано также, что пациенты чаще разочарованы и расстроены результатом операций, дающих кардинальное изменение внешности (увеличение груди, изменение формы носа и т. д.), чем результатом “восстановительных” процедур, таких, как подтяжка или шлифовка лица, инъекции ботулотоксина, инъекции наполнителей. Немаловажную роль играет и мотивация пациента. Как правило, пациенты, которые хотели улучшить свой внешний вид “для себя”, например, чтобы повысить свою самооценку и приобрести уверенность в себе, были довольны результатом. Те же, кто возлагал на внешние перемены слишком большие надежды, например, считал, что операция поможет ему удержать партнера, или устроиться на работу, или решить какие-либо другие жизненные проблемы, чаще были разочарованы [1].
Между тем не исключено, что пластическая операция может помочь решить некоторые жизненные проблемы. Группа исследователей из Университета штата Иллинойс (Чикаго, США) изучила влияние пластических операций на “первое впечатление” – то есть впечатление, которое люди составляют в первые минуты разговора. В процессе исследования различным людям предлагали высказать первое впечатление о человеке, изображенном на фотографии, – привлекателен ли он, успешна ли его карьера, счастлив ли он в личной жизни. При этом использовались фотографии людей как до, так и после пластических операций (для чистоты эксперимента “судьям” не говорили, перенес ли человек, изображенный на фотографии, пластическую операцию).
Оказалось, что после пластических операций люди не только производили более благоприятное внешнее впечатление, но также, с точки зрения “судей”, выглядели более счастливыми и финансово благополучными, чем до операции [2]. Так как во многих ситуациях (собеседование при приеме на работу, первое реальное свидание с виртуальным знакомым, процесс купли-продажи и т. д.) первое впечатление нередко определяет успех, улучшение этого показателя может превратить неудачника в баловня судьбы.
Появление возможности добиваться социального успеха с помощью пластических операций беспокоит социальных исследователей. Доктор Gillespie R. из школы социальных исследований Университета Портсмута (University of Portsmouth, School of Social and Historical Studies, Англия) еще в 1996 году предположил, что хотя пластические операции помогают отдельно взятым женщинам добиться успеха, сам по себе бум пластической хирургии может поощрять несправедливость в отношении женщин как социальной группы.
По его мнению, ситуация развивается следующим образом:
1) социальный успех женщин по-прежнему в большей степени зависит от внешних данных, чем социальный успех мужчин
2) сейчас женщина имеет возможность изменить от природы данную внешность и подогнать ее под существующие стандарты
3) решимость женщин ложиться под нож ради повышения своих шансов на успех ведет к закреплению повышенных требований к внешности для женщин в обществе [3].
Некоторые ученые спрашивают, существуют ли социальные причины бума пластических операций или женщины просто рады использовать появившиеся возможности улучшить свою внешность. В одном исследовании был проведен подробный опрос 35 женщин, решившихся на операцию по увеличению груди. Женщин спрашивали, довольны ли они своей внешностью в целом, счастливы ли они в личной жизни и т. д. Те же вопросы были заданы группе женщин, не помышлявших о пластических операциях. Оказалось, что женщины, решившие увеличить грудь, в целом были не менее счастливы в личной жизни и не менее удовлетворены своим внешним видом, чем женщины из контрольной группы. Решение сделать операцию, как правило, было вызвано не комплексом неполноценности, не желанием соответствовать стереотипу рекламных моделей и не стремлением произвести впечатление на партнера, а просто… желанием иметь грудь большего размера [4].
Особую группу пациентов косметологических клиник составляют люди, страдающие дисморфическим расстройством (body dismorphic disorder) – болезненным недовольством своим внешним видом. По оценкам американских специалистов, такие люди составляют 6-12% пациентов пластических хирургов. Указанием на психическое расстройство может быть глубокое недовольство внешностью при отсутствии серьезных косметических дефектов.
Такие пациенты ежедневно тратят от часа до нескольких часов на переживания из-за своего недостатка, часто смотрят в зеркало и иные отражающие поверхности, трогают или ковыряют лицо, обильно используют маскирующие средства (парики, декоративную косметику, шляпы с полями, темные очки и т. д.), нередко избегают общественных мест. Часто такие люди испытывают трудности в общении с друзьями и партнерами. Косметические процедуры и пластические операции обычно мало помогают этой категории пациентов, так как они либо остаются недовольными результатом, либо находят другой недостаток, дающий повод для переживаний.
Доктор Garry K. Arthur в своей статье, посвященной дисморфическому расстройству, предлагает следующие вопросы, позволяющие выявить заболевание [5]:
- Избегаете ли вы общественных мест и социальных событий из-за своей внешности?
- Считаете ли вы, что дефект создает вам проблемы на работе и в личной жизни?
- Насколько сильно вы переживаете из-за своего недостатка?
- Сколько времени у вас уходит на маскировку недостатка?
- Кажется ли вам, что из-за этого дефекта у вас не складывается личная жизнь?
Очень важно уметь распознавать людей, страдающих дисморфическим расстройством, так как это состояние достаточно хорошо поддается медикаментозному лечению. Как правило, дисморфическое расстройство лечат веществами, влияющими на обмен серотонина (пример: Prozac), часто в сочетании с гипнозом и психотерапией. Иногда необходима беседа с членами семьи, супругами или близкими друзьями, так как они могут усугублять психологические проблемы пациента критическими замечаниями. В некоторых случаях пластическая операция помогает людям повысить самооценку и избавиться от переживаний по поводу своей внешности, но все-таки большинство специалистов советуют первым делом направлять людей, страдающих дисморфическим расстройством, к специалисту.
Литература
1. Castle D. J., Honigman R. J., Phillips K. A. Does cosmetic surgery improve psychosocial wellbeing? MJA 2002 176 (12): 601-604.
2. Dayan S., Clark K., Ho A.A. Altering First Impressions After Facial Plastic Surgery. Aesthetic Plast Surg 2004 Nov 4 [Epub ahead of print].
3. Gillespie R. Women, the body and brand extension in medicine: cosmetic surgery and the paradox of choice. Women Health 1996; 24(4): 69-85.
4. Didie E.R., Sarwer D.B. Factors that influence the decision to undergo cosmetic breast augmentation surgery. J Womens Health (Larchmt) 2003; 12(3): 241-53.
5. Arthur G.K. Body Dysmorphic disorder. Emedicine.com 2004