Анна Марголина, к.б.н.
Однажды, читая книгу по аквариумистике, я натолкнулась на фразу: “создание морского аквариума – это частично наука, частично искусство и частично магия”. Насколько точно подходит это определение к косметологии! Действительно, в прошлом косметические средства обычно содержали “магические ингредиенты” – например, жиры акулы и черепахи, маточное молочко пчел, экстракт куриных эмбрионов, сыворотку лошадей, экстракт женьшеня, сперму животных и человека и т.п. Эти вещества включали в косметику главным образом для того чтобы внушить покупательницам веру в то, что купленное средство сможет совершить чудо – придать лицу необычайную привлекательность, вернуть ему молодость и свежесть, исправить недостатки и т.д. Конечно, помимо “магических” добавок косметика содержала эмоленты (вещества, смягчающие кожу), компоненты, увлажняющие кожу и способствующие ее временному повышению упругости, а также растительные экстракты, издавна известные своим благотворным действием на кожу. Умение внушить веру в волшебные свойства косметического средства плюс искусство составления косметических рецептур да плюс опыт, накопленный народной медициной – были основой косметологии в те дни.
В наше время в косметологию пришла наука. Прогресс, достигнутый в изучении физиологии кожи, механизмов ее старения и патогенеза заболеваний, позволил разработчикам косметических средств подойти к созданию косметики осознанно, исходя из потребностей кожи и механизма действия активных компонентов. Казалось бы, время “магических ингредиентов” прошло и можно надеяться, что экзотические вещества, которые мы видим в рецептуре, включены туда не для того чтобы заставить нас поверить в эффективность косметики, а для того чтобы сделать нашу кожу лучше, моложе и привлекательнее. И если почитать статьи в женских изданиях (и даже в изданиях для косметологов), то можно подумать, что так оно и есть. Вот это вещество стимулирует синтез коллагена, вот это тормозит старение, а это стимулирует иммунитет. Описывая замечательные свойства различных биологически активных веществ, авторы не скупятся на научные термины, то и дело упоминая научные исследования и имена известных ученых. Неудивительно, что многие люди, прочитавшие такие статьи, немедленно бросаются в магазин в поисках косметического средства, содержащего именно эти – научно обоснованные – ингредиенты.
Интерес к науке в косметике непрерывно растет. Более того, наука стала модной. Декларировать свойства косметического средства, не произнеся несколько слов о механизме его действия, теперь уже не принято, а статьи, популяризующие научные факты, прочно занимают лучшие позиции на страницах изданий, пишущих о косметике. Однако задумаемся, откуда взялся весь этот необычайный интерес к науке? Откуда этот наплыв научно-популярных статей в женскую периодику?
На самом деле, все очень просто. Разработка новых косметических продуктов и научные исследования требуют больших капиталовложений. Для того чтобы эти деньги окупились, производитель косметики должен объяснить потребителю преимущества нового средства, показать, чем оно отличается от всех других и зачем оно вообще нужно. Например, для того чтобы продавать солнцезащитные средства, нужно объяснить, как вредно УФ-излучение, а для того чтобы продать косметику с антиоксидантами, нужно донести до широкой публики информацию о вреде свободных радикалов, и т.д. Необходимость нести знания в массы породила особый бизнес – популяризацию научных фактов и притягивание их – порой воистину за уши! – к рекламе косметических препаратов или пищевых добавок. Конечно, иногда журналистами-популяризаторами движут и благие просветительские порывы, но гораздо чаще коммерческая подоплека статьи видна невооруженным глазом.
Говорят, что реклама двигатель прогресса. На самом деле, прогресс обычно бывает движущей силой рекламы. Реклама соблазняет, убеждает и заставляет людей покупать косметику. С экранов телевизоров, страниц журналов и газет, красочных плакатов в магазинах на покупательниц смотрят холеные красавицы с кожей нежнее лепестков лилии, словно спрашивая: неужели вы не хотите выглядеть так же? Рецепт прост: надо купить вот этот крем (масло, тоник, гель, лосьон и т.д.)! Реклама советует (как избавиться от морщин), убеждает (у маленькой сестренки угри, но она стала протирать лицо нашим средством и уже танцует с кавалером) и даже стращает (яблоко высохло и сморщилось, это может случиться и с вами). Иногда реклама маскируется под дружеские рекомендации. Такая реклама обычно выглядит как статья, начинающаяся с задушевного рассказа о какой-нибудь проблеме – целлюлит, акне, купероз, сухая кожа, секущиеся волосы, ломкие ногти и т.д. После трогательного описания страданий автора и его безуспешных попыток избавиться от проблемы с помощью различных средств идет реклама косметики, которая якобы помогла эту проблему решить. Для тех, кто не очень верит, что косметическими средствами можно решить такие серьезные проблемы как целлюлит, акне и купероз, приводятся “научно обоснованные” аргументы. Оценить весомость этих аргументов можно лишь одним способом – обратиться к исходным научным публикациям. Однако для тех, кто не имеет медико-биологического образования, не владеет английским языком и не имеет доступа к интернету – это нереально. Тот же, кто имеет такую возможность, довольно быстро убеждается, что далеко не все, о чем пишут популярные издания, соответствует действительности.
На самом деле, научных исследований, посвященных именно косметологии – то есть воздействию на кожу веществ, служащих для ее очищения, оздоровления, улучшения внешнего вида, придания ей приятного запаха – не так уж и много. В основном это исследования, посвященные токсическому, раздражающему или аллергическому действию различных веществ, использующихся в косметике. До сих пор, несмотря на ореол “научности” вокруг косметики, лишь незначительная часть косметических ингредиентов прошла независимые клинические испытания, которые могли бы подтвердить или опровергнуть их эффективность. В основном наука, движущая косметическое производство, существует за закрытыми дверями лабораторий компаний-производителей косметики, или лабораторий, работающих по их заказу. Результаты этих исследований редко публикуются в научных журналах и совершенно недоступны для критического анализа. И хотя на многие вещества, входящие в состав косметики, уже есть подробные досье, включающие химический состав, активные ингредиенты, механизм их действия, данные экспериментов на животных и клинических испытаний – проверить достоверность всей этой информации весьма непросто.
Мы не будем утверждать, что биологически активные вещества, эффективность которых не получила строгого научного доказательства, обязательно плохи. Многие из них использовались для улучшения состояния кожи и коррекции мелких недостатков испокон веков – например, растительные экстракты, оказывающие различное действие: противовоспалительное, отшелушивающее, отбеливающее, смягчающее и т.д. И часто речь идет лишь о том, чтобы снова использовать народный опыт, ценность которого все больше подтверждается научными исследованиями. Можно сказать, что в тех случаях, когда косметический ингредиент имеет долгую историю использования в косметике и его безопасность не вызывает сомнений, наличие каких-то экспериментов, подтверждающих или объясняющих его благотворное действие на кожу, может стать дополнительным доводом в его пользу. Например, целительные свойства алоэ известны со времен Клеопатры. И сейчас, когда современные технологии позволили очищать гель алоэ от веществ, придающих ему горький вкус и в ряде случаев вызывающих раздражение кожи, нет никаких препятствий к его активному применению в косметике. Или натуральные растительные масла, которыми смягчали кожу еще древние римлянки, еще приятнее наносить на кожу, когда знаешь, что они содержат необходимые ей незаменимые жирные кислоты.
Иное дело, когда в косметику вводят новые вещества, еще не опробованные поколениями людей. Особенно, если это вещества, активно вмешивающиеся в физиологические процессы. В этом случае доверчивые покупатели, пытающиеся лечить заболевания кожи или бороться с ее старением косметическими средствами, рискуют не только своими деньгами, но и здоровьем. Тем более что в косметику все чаще вводят вещества, проникающие в клетки кожи и влияющие на внутриклеточные и межклеточные процессы, а также вещества, трансдермально попадающие в капилляры и разносящиеся по всему кровяному руслу. К сожалению, обязательное тестирование на безопасность, которое проходят все косметические средства, не всегда может дать гарантию того, что данная косметика не имеет отдаленных побочных эффектов или что она будет безвредна для любой кожи и при любом режиме использования.
Тем не менее, наука в косметологии все-таки существует. Есть исследования строения и физиологии кожи, есть исследования свойств и состава веществ, применяемых в косметике, есть клинические и лабораторные испытания пищевых добавок, содержащих те же ингредиенты, что и в косметике, есть масса других исследований, результаты которых можно применить как для создания более эффективных косметических средств, так и для объяснения действия косметических ингредиентов.
Например, если раньше старение считалось чем-то генетически предопределенным и неотвратимым, то теперь стало известно, что существует преждевременное старение, вызванное воздействием внешних факторов, которое можно предотвратить и иногда излечить. Соответственно, появились средства для предотвращения старения и борьбы с ним. Многие из них успешно прошли независимые клинические испытания, а их эффекты были измерены количественно и изучены на клеточном уровне. Появились косметические средства, способные восстанавливать защитные свойства кожи, нормализовать процессы ороговения, снижать выработку кожного сала и т.д. Тем не менее, многие вещества, заявленные как “фонтаны молодости”, “волшебные пули” и “магические эликсиры”, в реальности не способны даже проникнуть через роговой слой, и их способность влиять на клетки кожи всерьез никто не проверял. Более того, часто их концентрация в косметике настолько мала, что трудно говорить о каком-нибудь биологическом действии. Роль этих веществ очевидна – это все те же магические добавки, привлекающие внимание покупателей и внушающие им веру в особые свойства данной косметики. Нельзя сказать, что они совсем бесполезны. Напротив, они играют важную роль, оказывая психологическое действие. Все больше исследований подтверждает, что вера человека в эффективность лекарства или косметики может оказывать реальное и даже измеряемое влияние на физиологические процессы в его организме. Немаловажно здесь и то, что искусство создания современных косметических средств достигло небывалых высот, позволяя производить такую косметику, которая практически мгновенно улучшает состояние кожи. Приятные эмоции от самой процедуры нанесения крема, немедленный видимый глазом результат, убежденность в том, что косметика оказывает долговременное действие – все это положительно влияет даже в том случае, если в рецептуре нет ни одного биологически активного ингредиента. Поэтому в принципе союз науки, искусства и магии в косметологии может оказаться очень удачным – при условии, что все ингредиенты в косметике (в том числе и те, за счет которых достигается немедленный эффект) будут безвредными, а обещания хоть в какой-то степени соразмерными с реалиями. В противном случае положительный эффект от веры в возможности современной “научной” косметики быстро потускнеет из-за разочарования и сожаления по поводу напрасно потраченных денег.