Елена Эрнандес
Вещества белковой природы – вечно модные и желанные компоненты средств по уходу за кожей и волосами. Их всегда охотно выносят на этикетку, что повышает привлекательность косметического продукта в глазах потребителя.
Биологическое действие белков разнообразно – так же, как разнообразна их структура. Используя 20 аминокислот в качестве бусинок и “нанизывая” их друг за другом, природа собрала бесчисленное количество белковых “бус” – длинных и коротких, одноцепочечных и многорядных (состоящих из нескольких цепей), однородных (состоящих только из аминокислот) и со всевозможными “вставками”. Ни один класс органических соединений не может похвастаться такой же неповторимостью, многообразием и многофункциональностью, как белки. Поэтому нет ничего странного или случайного в том, что белковые соединения нашли достойное применение в самых разных косметических средствах.
В anti-age косметике используются самые разные белки, которые при попадании на кожу будут действовать по-разному в зависимости от своего аминокислотного состава, молекулярной массы, а также косметической формы препарата.
Лифтинг и кондиционирование
Большинство белковых соединений обладают высокой гигроскопичностью, т. е. способностью связывать и удерживать воду. Оставаясь на поверхности кожи, они создают влажную пленку, которая оказывает временный лифтинговый эффект, визуально разглаживая кожный рельеф и делая морщины менее заметными. Чем выше молекулярная масса белка, тем эффект лифтинга более выражен.
Кондиционирующее действие белков применительно к коже заключается в ее длительном смягчении, которое оказывает влажная белковая пленочка. При этом пропадает чувство стянутости и появляется ощущение комфортности, кожа на ощупь становится шелковистой и гладкой.
Увлажнение поверхностных слоев кожи
Кожа с возрастом становится более сухой, поэтому обязательным этапом ухода является ее увлажнение. Увлажняющий эффект, связанный с наличием белковых соединений в косметике, – один из самых бесспорных и доказанных фактов. Такой же, как и то, что оптические свойства увлажненной кожи улучшаются: тон кожи кажется более однородным, а морщины – менее заметными.
Высокомолекулярные пептиды и белки увлажняют кожу за счет образования на ее поверхности гигроскопичной пленки, действующей наподобие влажного компресса (см. выше). Очень важно, что белковая пленка не препятствует газообмену и не закупоривает поры, в отличие от жировой пленки.
В противоположность крупным белковым и полипептидным молекулам, короткоцепочечные (не более 5 аминокислот) пептиды и аминокислоты могут проникать в поверхностные слои рогового слоя и аккумулироваться в них, удерживая при этом и воду. В этом случае мы сталкиваемся с накопительным эффектом увлажнения, который проявляется не так быстро, но зато и продолжается дольше.
Наиболее популярными и частыми косметическими ингредиентами белковой природы, обладающими способностью увлажнять и кондиционировать кожу, являются гидролизаты белков соединительной ткани (коллаген, эластин, фибронектин), гидролизат кератина (из пера птиц, шерсти животных), белки коровьего молока, соевых бобов, зародышей пшеницы, овса, гороха. Реже встречаются белковые компоненты, выделенные из различных экзотических цветов и плодов (люпин, магнолия, рожковое дерево, моринга и т. д. и т. п.), молочка пчел, козьего молока.
Эксфолиация и очищение
Ферментативные очищающие препараты – единственная категория косметических средств, присутствие в которых ферментов, по крайней мере, целесообразно с точки зрения биологии. Протеолитические ферменты “работают” на поверхности кожи, ослабляя сцепление корнеоцитов путем разрушения структурных химических связей десмосом и облегчая отшелушивание роговых чешуек. Особо подчеркнем, что подобные косметические рецептуры изначально создаются с учетом того, чтобы сохранить активность ферментов, а не для того, чтобы “пропихнуть” их вглубь кожи.
В зависимости от силы и глубины воздействия, выделяют ферментативные пилинги и очищающие препараты-эксфолианты. Отшелушивающая эффективность пилингов более высокая, воздействие же эксфолиантов ограничивается в основном удалением белковых и липидных загрязнений с поверхности кожи.
Чаще всего в подобные композиции включают протеолитические ферменты растительного происхождения, такие как папаин, бромелаин и фицин. Эти ферменты относятся к цистеиновым протеазам, имеющим в активном центре аминокислоту цистеин. Папаиновая и бромелаиновая фракции обладают также некоторой липолитической активностью.
Растительные ферменты – цистеиновые протеазы, используемые в средствах личной гигиены:
ПАПАИН БРОМЕЛАИН ФИЦИНПапаин – гидролитический фермент, содержащийся во всех частях (кроме корней) дынного дерева – папaйи (Carica papaya), однако наибольшая активность папаина наблюдается в неспелых зеленых фруктах. Содержание папаина в млечном соке папайи зависит от условий, в которых дерево росло – наиболее благоприятны регионы, где влажность и солнечная активность постоянны в течение годаБромелаин (бромелин) – общее название для ферментов, найденных в разных растениях семейства Bromeliaceae. Представляет собой смесь из восьми высокомолекулярных гликопротеинов – цистеиновых протеаз. Наиболее изучен бромелаин из стеблей ананаса, некоторое количество этих ферментов присутствует в листьях и плодах (как зеленых, так и спелых) Фицин обнаружен в латексе растений рода фикусовых. Для промышленных нужд фицин получают из латекса (млечного сока) фигового дерева (инжира) Ficus carica
Использование:
Пищевая промышленность:Фармацевтическая промышленность:Косметическая промышленность:Кожевенная промышленность:
- Алкоголь, пиво
- Гидролиз белков
- Переработка мяса
- Выпечка
- Корм для животных
- Здоровое питание
- Очистители для контактных линз
- Лечение онкологических больных
- Противоартритные препараты
- Пищеварительные ферменты
- Ферментативные пилинги
- Эксфолианты
- Обработка кож
В последнее время в косметику все чаще включают фермент микробиологического происхождения субтилизин (субтилопептидаза) – протеазу, продуцируемую бактериями Bacillus subtilis (INCI: Subtilisin, Subtilopeptidase). Субтилизин получают путем брожения, сходного с процессом, используемым в пивоварении..
Что же касается всем известной коллагеназы, то она с успехом используется в медицине для очищения ран. Обработка ран протеолитическими ферментами ускоряет их заживлению, предотвращает присоединение инфекции и предотвращает формирование грубых рубцов. Следует помнить, что в случае раны препарат наносят на кожу, лишенную своего барьера, а значит, проблема проникновения через роговой слой перед ферментами не стоит.
Стимулирующие свойства пептидов
Лифтинг, кондиционирование, увлажнение и очищение, производимые веществами белковой природы при местном применении, – эффекты поверхностные и временные, не затрагивающие гистологию более глубоких слоев кожи. Не только косметическое (т. е. улучшение внешнего вида кожи), но и профилактическое значение этих эффектов велико, поскольку они помогают коже поддерживать метаболическую и функциональную активность на должном уровне.
Истинное “омоложение” кожи подразумевает “возвращение” ей структуры, характерной для молодой кожи. С этой целью в косметические рецептуры все чаще и смелее включают соединения, обладающие способностью воздействовать на те или иные биохимические процессы.
Регуляция и координация жизнедеятельности в клеточном сообществе происходит благодаря сигнальным веществам, которые клетки используют для передачи информации. Подавляющее большинство сигнальных молекул – это низкомолекулярные соединения пептидной природы. История их изучения относительно молода, тем не менее, ученые уже существенно продвинулись в познании клеточного языка и используют его при лечении ряда заболеваний. Некоторые из этих соединений нашли место в дерматокосметологии благодаря своим стимулирующим свойствам. Это интересное и новое направление, которое поднимает косметологию на качественно новый уровень и дает ей в руки мощное оружие против увядания кожи (но которое, как и любое оружие, при неаккуратном и неумелом обращении может принести много вреда).